Главный герой произведения — физик-теоретик Роберт Оппенгеймер, научный руководитель Манхэттенского проекта, в рамках которого во время Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия. Действие происходит на полигоне в штате Нью-Мексико накануне первого испытания 16 июля 1945 года.
Опера «Доктор Атом» (2005) стала заключительной частью трилогии Дж. Адамса, в которую также вошли «Никсон в Китае» (1987) — опера о визите президента США Ричарда Никсона в Китай в 1972 году, «Смерть Клингхоффера» (1991) — опера о захвате лайнера «Акилле Лауро». Эти сочинения называют CNN-операми — термином, ассоциативно связанным с новостными программами телекомпании CNN и подчеркивающим выбор сюжетов на остроактуальные темы. Но сам композитор отвергает такое определение.
Адамс пояснял, что музыка написана под влиянием «Гибели богов» Р. Вагнера, и «Доктор Атом» с его постоянным ощущением приближающегося конца выглядит его ответом великому предшественнику. С этой мыслью соглашается и Питер Селларс, автор либретто и режиссёр премьерной постановки 2005 года: «Это «Гибель богов» нашего поколения, с нашей скоростью, с нашими моментами напряжения, нашей нервной энергией. Но ничто не является метафорой, всё — реальность».
В либретто Селларс объединил разные источники: письма военного времени, мемуары, рассекреченные правительственные документы, петиции, а также древние индийские тексты (в одной из сцен хор поет о видении главному герою индуистского бога Вишну как разрушителя мира) и поэзию Шарля Бодлера, Джона Донна, Мюриэль Рукейзер. Известно, что Оппенгеймер знал на память множество стихов, и когда он прочёл физикам-ядерщикам Священный сонет XIV Дж. Донна «Разбей мое сердце, трехликий Бог», они решили назвать первое испытание Trinity («Троица»).
Апокалиптический масштаб проблемы и заложенный в сюжете острый конфликт определили музыкальный язык оперы. Он намного более жесткий и диссонантный, чем привычный язык Адамса, минималистические аккордовые паттерны сочетаются с нетипичными для минимализма созвучиями-кластерами.
Мировая премьера оперы в Сан-Франциско была приурочена к 60-летию бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Затем состоялись постановки в Амстердаме, Чикаго, а также в Метрополитен-опере в Нью-Йорке. Позже Адамс переработал оперу в симфонию.
При покупке билетов на сайте партнера, укажите ваш действительный адрес электронной почты (email). Это важно так как на эту почту придут ваши электронные билеты.
При входе на мероприятие достаточно будет показать билет контролеру на мобильном устройстве, распечатывать билет не обязательно.